ПРОКОПОВИЧ Феофан - ПРОКОПО́ВИЧ Феофан (1681-1736), русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (см. ПЕТР I Великий) , глава Ученой дружины. Проповеди; «трагедокомедия» «Владимир» (1705); «Слово о власти и чести царской» (1718); церковный публицистический труд «Духовный регламент» (1721); лирические стихи на русском, латинском и польском языках.
Большой энциклопедический словарь
ПРОКОПОВИЧ Феофан (1681-1736) - украинский и русский государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I, глава Ученой дружины. Проповеди; "трагедокомедия" "Владимир" (1705); "Слово о власти и чести царской" (1718); церковный публицистический труд "Духовный регламент" (1721); лирические стихи на русском, латинском и польском языках.
Гуманитарный словарь
ПРОКОПО́ВИЧ Феофан (в миру Элеазар) (1681-1736) - церк. и гос. деятель, архиеп. Новгородский (1725), писатель, проповедник, сподвижник Петра I. Род. в г. Киеве. Сын купца, окончил Киево-Могилянскую коллегию (1698). Постригся в униатство под именем Елисея, учился в Польше и в коллегии св. Афанасия в Риме, получил прекрасное образование. Вернувшись в Россию, постригся в православные монахи под именем Самуил. Вскоре взял имя Феофан. С 1704 - преподаватель Киево-Могилянской акад. В 1706-09 проповедями обратил на себя внимание Петра I, в 1711 сопровождал царя в Прутский поход (был главой войскового духовенства), после чего назначен ректором акад. В 1716 по приказу Петра I переехал в Пб., в 1718 - архиеп. Псковский. Активный сторонник петровских преобразований, гл. помощник Петра в деле церк. реформы, идеолог его царствования. Автор "Дух. Регламента" (1720) и др. законодат. актов, изменивших церк. управление. С 1721 - вице-през. и фактический рук. Св. Синода. П. обосновывал реформы, разъяснял и защищал конкретные деяния Петра, доказывал превосходство светской власти над церк., необходимость просвещенного абсолютизма (предисловие к "Морскому уставу", "Слово похвальное о флоте российском", "Слово о власти и чести царской", "Правда воли монаршей" и др.) Зло и остроумно высмеивал П. тех, кто не принял реформ. Ситуация изменилась после смерти Петра I, когда П. пришлось выдержать изощренную борьбу с поднявшими голову врагами из дух. сословия. Его спасли осторожность, прежние связи, авторитет Петра I, волю к-рого он исполнял мн. лет. В 1730 выступил против "верховников", к к-рым примыкали и его противники. Защита идей неогранич. царской власти превратила П. в апологета Анны Иоанновны. Жестоко отомстил П. всем боровшимся против него церк. иерархам, не брезговал при этом и услугами Тайной канц. До конца дней П. оставался защитником просвещения, принимал участие в создании АН, возглавлял "ученую дружину" (А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др.), способствовал развитию дух. образования в России, в Пб. на свои средства организовал школу для сирот и детей бедняков - лучшее уч. заведение такого рода в стране. П. - талантливый писатель нач. 18 в. Его "Слова" отразили осн. события полит. жизни России. Автор ряда богословских трактатов, тр. по теории лит-ры, ист. ("История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии", "Краткая повесть о смерти Петра Великого...", "История об избрании на престол государыни Анны Иоанновны" и др.), пед. сочинений, писал лирич. стихи. Оказал большое влияние на развитие рус. лит-ры 18 в. Умер в СПб. Похоронен в Новгороде.